Развитие ребенка в 4 - 5 лет

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), отражения временных и пространственных отношений. Все шире ребенок использует притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, из-за и др.). В словаре появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их он употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из 2-3 и более простых распространенных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения он использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), нарушают структуру предложений.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша — Гриша. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата. Их подвижность дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.

В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р'], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков (например, свистящих и шипящих — в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно); неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у них фонематическое восприятие.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

В этом возрасте у детей удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 сек., свободный выдох несколько короче (от 2 до 5 сек.).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р] (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или язычка). У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков [с], [з] (при высунутом между зубами кончике языка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.