Развитие ребенка в 6 - 7 лет

Период 6-7 лет - возраст перемен (период старшего дошкольного и младшего школьного возраста). В этом возрасте рост детей опять увеличивается (ре­бенок вырастает на 6-7 см в год). Этот возраст специа­листы называют периодом первого физиологического вытяжения. Прибавка в весе также значительна - около 2 кг в год. К 6 годам ребенок, по данным меди­ков, должен, при нормальном развитии, удвоить свой вес в годовалом возрасте. Рост детей увеличивается неравномерно - внача­ле замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7- м году жизни ускоряется до 7-9 см в год.

Рост ребенка младшего школьного возраста уста­навливается по формуле:
рост ( см) = 75 4- (5 х п),
где 75 см - средний рост ребенка в 1 год;
5 см - средняя годовая прибавка роста за год;
п - количество лет.

Прибавка в весе неравномерна. За 5-й год ребенок прибавляет около 2 кг, за 6-й - 2,5 кг. Существует и специальная формула для установления веса ребенка:
вес (кг) - 10 + (2 х п),
где 10 кг - средний вес ребенка в возрасте 1 года;
2 кг -средняя годовая прибавка веса;
п - количество лет.

В 7 лет у детей происходят анатомические и функ­циональные изменения, которые относятся практиче­ски ко всем органам. Интеллектуальные возможнос­ти ребенка совершенствуются, физические способно­сти развиваются.

В этом возрасте и у девочек, и у мальчиков повы­шается двигательная и умственная активность, что гармонично сочетается с началом школьной жизни. Поведение детей в старшем дошкольном возрасте за­метно меняется. Раньше ребенок проводил большую часть времени возле мамы или в детском саду, во всем подражая взрослым, а теперь он больше общается со своими сверстниками во дворе, играя в разные игры, а с 7 лет - ив школе, у него появляется гораздо боль­ше обязанностей.

В 6-7 лет у мальчиков наблюдается небольшое (так называемое препубертатное) увеличение яичек. Этот процесс является началом полового созревания маль­чика. Именно с этого возраста, по мнению Б. Спока, мальчики начинают отдаляться от своих мам, стес­няться поцелуев и ласк при чужих людях. Большин­ство мальчишек в возрасте 6-7 лет резко меняют свое отношение к девочкам, с которыми еще совсем недав­но так замечательно ладили. Они начинают громко протестовать против всего женского пола, считают де­вочек глупыми, смеются над ними. Правда, чаще все­го это поведение - лишь прикрытие появляющегося интереса к противоположному полу, пока еще тща­тельно скрываемого. К 7-летнему возрасту многие дети чувствуют волнение и даже вину из-за своего сексу­ального интереса. Такое чувство возникает у ребенка чаще по причине непонимания физических различий между мальчиками и девочками, поэтому родители обязательно вовремя должны поговорить с ребенком на эту тему, купить ему необходимые книги.

Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, отсюда и значитель­ная нагрузка на скелет. Поэтому важно постоянно сле­дить за позой ребенка, за его движениями и играми. Во время рисования, лепки, чтения книги расстояние до глаз должно быть 30-35 см. При необходимости надо подставлять ребенку под ноги скамеечку или при­обрести стул, который можно поднять или опустить.

Постель должна быть не слишком мягкой, а, на­против, жесткой и ровной. Физические нагрузки не­обходимы, но согласно возрасту.

В этом же возрастном периоде заканчивается фор­мирование органов дыхания, ткани легких. Ребра по­степенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится грудным, а не брюшным, как раньше; увеличивается масса сердца; артериальное давление увеличивается и достигает к этому возрасту 100 на 70 мм рт. ст. Изменяется и центральная нервная система. Дыхание становится все бо­лее глубоким, ровным и редким - к 7 годам частота дыхания достигает всего 23-25 в минуту. После 7 лет у детей значительно реже, чем раньше, особенно в срав­нении с грудным возрастом, встречаются заболевания органов дыхания - бронхит, пневмония и респиратор­ные заболевания.

В возрасте 6-8 лет увеличиваются возможности ор­ганов пищеварения. Нужно своевременно расширять рацион ребенка, давать ему новые продукты питания. Эта необходимость обусловлена потребностями расту­щего организма и повышением эффективности рабо­ты пищеварительной системы, ее устойчивости к сме­не продуктов.

С 6-летнего возраста (до 14 лет) постепенно образу­ется так называемый сменный прикус, в котором име­ются и молочные, и постоянные зубы. В этом возрасте начинается процесс замещения всех молочных зубов постоянными, коронки которых уже сформировались. Как правило, у девочек зубы появляются несколько раньше, чем у мальчиков.

Для ориентировочной оценки постоянных зубов не­зависимо от пола можно использовать формулу:
X (число постоянных зубов) - 4 х ш - 20, где п -число лет, исполнившихся ребенку.
Например, в 7 лет у малыша должно быть, соглас­но приведенной формуле, 4 х 7-20 « 8 постоянных зубов.

Готовность к школе

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Личностная готовность
Не только педагогам известно, как трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к "серьезным" занятиям, "ответственным" поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни - разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою "работу" отметки (разумеется, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих.

Стремление ребенка к новому социальному положению - это предпосылка и основа становления многих психологических особенностей в младшем школьном возрасте. В частности, из него вырастет ответственное отношение к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу, которую он должен выполнить.

Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. В конце дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И. Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись ко взрослому и его действиям как к эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Учебная деятельность по сути своей - деятельность коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения. Все сложно для маленького ученика - начиная с простого умения слушать ответ одноклассника и кончая оценкой результатов его действий, даже если у ребенка был большой дошкольный опыт групповых занятий. Такое общение не может возникнуть без определенной базы.

Личностная готовность к школе включает также определенное отношение к себе. Продуктивная учебная деятельность предполангает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Самооценка школьника не должна быть завышенной и недифференцированной. Если ребенок заявляет, что он "хороший", его рисунок "самый хороший" и поделка "лучше всех" (что типично для дошкольника), нельзя говорить о личностной готовности к обучению.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Н.И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности - прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется - дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.

Определяя личностную готовность ребенка к школе, помимо особенностей развития мотивационной сферы необходимо выявить и специфику развития сферы произвольности. Произвольность ребенка проявляется при выполнении требований, конкретных правил, задаваемых учителем, при работе по образцу. Поэтому особенности произвольного поведения прослеживаются не только при наблюдении за ребенком на индивидуальных и групповых занятиях, но и с помощью специальных методик.

Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, объединять причинно-следственные зависимости, делать выводы. У ребенка должны быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.